Федеральным структурам

В соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" региональные и муниципальные органы власти с 1 июля 2012 г. перешли на оказание услуг на основе межведомственного электронного взаимодействия.

Практически во всех субъектах РФ создана инфраструктура, необходимая для оказания услуг в электронном виде: введены в действие региональные порталы государственных и муниципальных услуг, выполнено подключение региональных органов власти и органов МСУ к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), разработаны электронные сервисы. Однако на практике большую сложность вызывает наполнение этой инфраструктуры реальным контентом, необходимым для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Подробнее

По данным мониторинга перехода регионов на межведомственное взаимодействие, еженедельно проводимого Правительством РФ, (публикуется на сайте РИА "Интерфакс") в большинстве субъектов РФ интенсивность обращения к электронным сервисам федеральных органов власти крайне низка. За первые три месяца, прошедшие с момента запуска СМЭВ на региональном уровне (с 1 июля 2012 г.) в 51 регионе из 83 количество обращений к федеральным сервисам не превысило 10 тыс., а у 32 регионов количество таких обращений за этот же период составило менее 1 тыс.

Роль такого контента выполняют документы и сведения, которые должны предоставляться органами власти различных уровней в процессе оказания услуг. Одним из основных поставщиков этой информации являются органы МСУ, потому что именно на муниципальном уровне создается и хранится большое количество документов и сведений (справки, разрешения, постановления, решения, заключения, договоры и т.п.), имеющих самое непосредственное отношение как к муниципальным, так и к государственным услугам.

Одной из существенных причин низкой активности использования СМЭВ в субъектах РФ является отсутствие у органов МСУ - основных поставщиков и потребителей электронных услуг - собственных ведомственных информационных систем, интегрированных со СМЭВ.

Решение - вовлечение органов МСУ в процесс электронного межведомственного взаимодействия

Создание в регионе централизованной "облачной" ИТ-системы "Парус – Муниципальное управление" для всех органов МСУ, интегрированной с региональными и федеральными информационными ресурсами на базе СМЭВ, позволит наладить эффективное информационное взаимодействие между органами власти всех уровней при оказании государственных и муниципальных услуг.

Предлагаемый подход позволяет решить сразу несколько задач.

1. Органы МСУ получают удобный и эффективный инструмент для ведения муниципального учета.

2. Решается проблема организации оперативной отработки органами МСУ различных запросов, предоставления документов и сведений, которые необходимы муниципальным, региональным и федеральным органам власти для оказания электронных услуг и принятия управленческих решений. Выступая в процессе межведомственного электронного взаимодействия в роли ведомственной информационной системы, "Парус – Муниципальное управление" обеспечивает не только учет и хранение в электронном виде муниципальных документов и сведений, но и автоматическую приемку запросов других органов власти и отправку ответов на запросы посредством СМЭВ. Примеры документов (сведений), предоставление которых обеспечивается ведомственной муниципальной ИС при оказании электронных услуг.

Примеры документов

Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых потребителями данных являются ФОИВ, а поставщиками – ОМСУ.
ID Наименование сведений Потребитель данных

374

Сведения из реестра похозяйственных книг Минсельхоз России
377 Сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости Минрегион России
  Сведения, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в установленном законом порядке Минэкономразвития России
  Сведения о договорах, подтверждающих перевод жилого помещения (квартиры) в собственность граждан Минэкономразвития России
385 Сведения о договорах социального (коммерческого) найма жилого помещения Минрегион России
388 Выписка из домовой книги ФМС России
  Сведения из распоряжения (постановления) администрации МО о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказы в размещении объекта
Минэкономразвития России
389 Решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое Минрегион России
394 Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель Минэкономразвития России
395 Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка Минэкономразвития России
398 Документ, подтверждающий сведения о маршруте транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза Ространснадзор
399 Проект планирования территории и проект межевания территории Минрегион России
400 Сведения об актах приемочной комиссии, подтверждающих завершение переустройства и (или) перепланировки Минрегион России
401 Сведения из разрешения на строительство Минрегион России
402 Градостроительный план земельного участка Минрегион России
403 Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение) Минрегион России
404 Документ, подтверждающий сведения о маршруте транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов Росавтодор

3. Система позволяет автоматизировать сам процесс предоставления муниципальных услуг включая мониторинг исполнения регламента по каждой заявке, зарегистрированной на региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Примеры услуг, автоматизируемых с помощью ИС

Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых потребителями данных являются ФОИВ, а поставщиками – ОМСУ.

Наименование услуги
8 (1506-р) Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
9 (1506-р) Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
13 (1506-р) Прием и выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти
47 (1993-р) Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
49 (1993-р) Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение
53 (1993-р) Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков
54 (1993-р) Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей
55 (1993-р) Выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства
56 (1993-р) Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
57 (1993-р) Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию
58 (1993-р) Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций

4. Решение открывает органам МСУ доступ посредством web-сервисов к информации из федеральных ресурсов (система обеспечивает автоматизированное получение информации через СМЭВ). У органов МСУ появляется возможность актуализировать сведения по земельно-имущественному комплексу – основному источнику дохода муниципалитета - с данными Росреестра, чтобы устранить несоответствия, возникающие из-за несовпадения данных налогового и реестрового учета, ошибок, связанных с характеристиками использования земли и в силу других причин. Это позволит органам МСУ значительно облегчить вопрос мониторинга своей налогооблагаемой базы, повысить качество налогового администрирования и решить задачу повышения доходности местных бюджетов.

Примеры документов

Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых поставщиками данных являются ФОИВ, а потребителями – ОМСУ.

ID Наименование сведений Поставщик данных
2707 Выписка из ЕГРЮЛ ФНС России
2876 Документ, содержащий сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства ФНС России
3113 Документ, содержащий сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней ФНС России
3389 Документ, содержащий адресные сведения объекта в ФИАС ФНС России
3779 Сведения об ИНН физического лица на основании данных о ФИО и дате рождения ФНС России
2917 Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости)

Росреестр

3385 Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества Росреестр
3382 Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Росреестр
2915 Справка о содержании правоустанавливающих документов Росреестр
3384 Кадастровая выписка об объекте недвижимости Росреестр
2914 Кадастровый план территории Росреестр
3383 Кадастровый паспорт здания, строения, сооружения Росреестр
3387 Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества Росреестр
3388 Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным Росреестр
3531 Кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка Росреестр
3628 Кадастровый паспорт объекта недвижимости Росреестр

Почему мы предлагаем создать централизованный ИТ-ресурс?

Создание муниципальной информационной системы как ИТ-ресурса, централизованного на уровне субъекта РФ на базе технологий "облачных" вычислений, позволяет:

  • минимизировать затраты на первоначальное приобретение необходимых программно-аппаратных средств: можно воспользоваться существующими ресурсами региональных центров обработки данных (ЦОД).
  • значительно снизить эксплуатационные издержки, связанные с обеспечением межведомственного взаимодействия: эффективнее и дешевле все регламенты и электронные сервисы разрабатывать и сопровождать централизованно, нежели отдать эти задачи на откуп каждому муниципалитету. Такая децентрализация уже породила в регионах многократное дублирование однотипных услуг, что отнюдь не улучшило количественные и качественные показатели межведомственного взаимодействия.

Система "Парус – муниципальное управление" как ведомственная информационная система

Система "Парус – Муниципальное управление" уже используется в ряде проектов в качестве ведомственной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие органов МСУ с органами власти через СМЭВ посредством web-сервисов.

Система построена на платформе "ПАРУС 8" и характеризуется высокими техническими показателями, необходимыми для реализации масштабных проектов, в том числе с применением технологии "облачных" вычислений (возможность бесперебойной одновременной работы с системой как минимум 3 тыс. пользователей; не менее 500 запросов в секунду на каждый процессор используемых серверов приложений со средним временем отклика не более 5 секунд при использовании канала 10 Мбит/сек).

Функциональный состав муниципальной ИС

Подсистема муниципального учета

Подсистема обеспечивает:
а) ведение реестра населения муниципального образования в следующем объеме:

  • ФИО, адрес, ИНН;
  • сведения о пребывании;
  • сведения о пенсии;
  • сведения об образовании;
  • сведения о трудовой деятельности;
  • сведения об иждивенцах;
  • сведения о документах;
  • сведения о воинском учете.
     

б) ведение реестра земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, в следующем объеме:

  • характеристики земельного участка;
  • сведения о правах собственности;
  • сведения об ограничениях и обременениях;
  • сведения о сельскохозяйственных угодьях;
  • сведения о посевных площадях.
     

в) ведение реестра объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в следующем объеме:

  • характеристики здания;
  • сведения о правах собственности;
  • сведения об обременениях;
  • сведения о проживающих.
     

г) ведение похозяйственного учета (учет жителей, земельных участков, жилых домов, квартир в многоквартирных домах, хозяйственных построек, скота, технических средств в разрезе хозяйств);

д) оперативное формирование по запросам населения регламентированных справок и выписок.

Подсистема ведения реестра документов

Подсистема обеспечивает ведение реестра документов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в следующем объеме:

  • документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
  • документы, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка;
  • разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
  • решения администрации МО о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение либо решения об отказе;
  • сведения, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в установленном законном порядке;
  • договоры, подтверждающие перевод жилого помещения (квартиры) в собственность граждан;
  • договоры социального (коммерческого) найма жилого помещения;
  • акты приемочной комиссии, подтверждающие завершение переустройства и (или) перепланировки;
  • распоряжения (постановления) администрации МО о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказы в размещении объекта.
     

Подсистема исполнения делегированных полномочий

Подсистема обеспечивает автоматизацию учетных задач в муниципальных образованиях, связанных со следующими делегированными полномочиями:

  • ЗАГС;
  • первичный воинский учет;
  • учет данных по ведомственным формам МВД (паспортно-визовый отдел).

Подсистема управления административными процессами

Подсистема предназначена для автоматизации процессов управления документооборотом администрации МО, а также других административных процессов, выполняемых на основании действующих регламентов, в том числе, связанных с оказанием муниципальных услуг.

а) Функции управления документооборотом обеспечивают:

  • регистрацию исходящей, входящей корреспонденции, а также внутренних документов администрации МО в картотеке документов с перечнем атрибутов соответствующих ГОСТ Р 6.30-2003 (при необходимости типовой перечень атрибутов может быть расширен);
  • возможность заполнения любых атрибутов карточки документа автоматически значением по умолчанию или по определенному условию;
  • создание новых типовых документов непосредственно в системе, используя заранее настроенные образцы типовых документов с прикрепленными шаблонами;
  • присоединение к карточке документа любого количества фалов (электронных версий документа) в любом формате. Файлы размещаются непосредственно в базе данных Oracle;
  • поиск документов по любому используемому атрибуту или набору атрибутов;
  • регистрацию на основания зарегистрированной карточки документа различных административных процессов: предварительное рассмотрение, согласование, исполнение документа и т.д.;
  • формирование истории изменений атрибутов карточки документа и версий присоединенных файлов;
  • подготовка и вывод на печать регистрационных карточек, справок, сводок и списков по определенной выборке зарегистрированных документов;
  • гибкий механизм организации структуры номенклатуры дел;
  • ведение архива твердых копий документов с учетом текущего размещения по местам хранения, стеллажам, ячейкам и томам. Контроль выдачи твердых копий сотрудникам;
  • возможность использования ЭЦП как при работе внутри подсистемы, так и при отправке уведомлений, сообщений, прикрепленных электронных документов по электронной почте.

б) Функции управления административными процессами обеспечивают:

  • o    на основании зарегистрированного распорядительного документа направление задач/поручений исполнителям путем инициирования административного процесса с определенным маршрутом;
  • на основании зарегистрированного заявления направление задач/поручений исполнителям путем инициирования административного процесса оказания муниципальной услуги с определенным маршрутом;
  • настройку многоуровневых маршрутов административных процессов в соответствии с регламентирующими документами, действующими в учреждении (последовательность действий, исполнители, временные ограничения, уведомления);
  • настройку маршрутов с параллельным и/или последовательным исполнением задач/поручений;
  • задание условий перехода от одной задачи к другой в рамках маршрута административного процесса;
  • использование должностей или штатных исполнений для фиксации исполнителя на каждом этапе маршрута административного процесса, включая механизм замещения исполнителей в соответствии с полномочиями сотрудников;
  • контроль исполнительской дисциплины (отклонений сроков исполнения задач/поручений) по заданному интервалу времени и по исполнителям, в том числе автоматическая отправка поручений и напоминаний по электронной почте;
  • организацию обсуждения документа, обмена комментариями на этапах предварительного рассмотрения или согласования документа между участниками соответствующих процессов;
  • формирование истории исполнения задач/поручений;
  • вывод на печать отчетов, статистических справок, сводок для оценки состояния исполнения задач/поручений;
  • возможность использования ЭЦП как при работе внутри подсистемы, так и при отправке уведомлений, сообщений, прикрепленных электронных документов по электронной почте.

Пример настроенного маршрута оказания муниципальной услуги

Пример информирования заявителя о текущем статусе заявки

в) Вспомогательные функции подсистемы:

  • учет организационно-штатной структуры администрации МО (сотрудники, подразделения, должности, исполнение должностей и др.);
  • ведение базы данных внешних контрагентов (адресатов) со всеми необходимыми атрибутами;
  • ведение ряда штатных словарей для классификации регистрируемой информации;
  • гибкий механизм заведения неограниченного количества дополнительных словарей разного формата для использования в любых разделах.

Подсистема анализа данных муниципального учета

Подсистема обеспечивает возможность многомерного анализа деятельности ОМСУ на основании первичных данных муниципального учета. Подсистема соответствует следующим функциональным требованиям:

  • Загрузка первичной учетной информации из источников ее возникновения (сервер БД муниципальной ИС).
  • Накопление и хранение первичной учетной информации, настройка и хранение многомерных отчетов для анализа этой информации.
  • Предоставление аналитической информации пользователям Системы в виде таблиц и диаграмм.

Функциональные возможности подсистемы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований

Подсистема предназначена для визуализации показателей мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в пространственном и временном разрезах. Подсистема обеспечивает регулярный мониторинг ключевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований на уровне администрации субъекта РФ.

Подсистема электронных сервисов

Подсистема является интерфейсом, обеспечивающим интеграцию муниципальной ИС с региональной СМЭВ. Здесь выполняются функции настройки параметров и алгоритмов информационного взаимодействия, а также ведется регистрация всех действий в специальном журнале.

Подсистема администрирования местных налогов

Подсистема обеспечивает ведение налоговой базы местных налогов на уровне муниципальных образований и соответствует следующим функциональным требованиям:
а) учет налоговой базы муниципального образования (субъекты и объекты налогообложения в части налогов на землю и имущество физических лиц);
б) инвентаризация налогооблагаемой базы муниципального образования:

  • автоматизированное формирование запросов в Росреестр на уточнение сведений о земельных участках и о правообладателях земельных участков;
  • загрузка сведений о земельных участках, объектах недвижимости и о правообладателях в формате xml;
  • автоматизированная сверка сведений о земельных участках, объектах недвижимости, полученных по данным муниципального учета и по данным кадастрового учета.

в) учет уплаты налогов налогоплательщиками – физическими лицами;
г) электронный обмен регламентированной информацией с налоговыми органами.

 

"Пилотный" проект для Вашего региона

Мы предлагаем в сжатые сроки подготовить и реализовать в Вашем регионе пилотный проект (в одном или нескольких муниципальных образованиях), в ходе которого продемонстрировать на практике возможности нашего решения.

Пилотный проект включает в себя следующие этапы:

  • Разработка технического задания.
  • Выбор муниципальных образований для пилотной зоны.
  • Инсталляция и настройка муниципальной информационной системы в региональном ЦОД.
  • Первичное формирование данных муниципального учета на едином сервере муниципальной информационной системы.
  • Подключение муниципальной информационной системы к электронным сервисам поставщиков услуг (сведений).
  • Разработка и подключение электронных сервисов, обеспечивающих предоставление сведений потребителям.
  • Подготовка пользователей муниципальной информационной системы.
  • Проведение опытной эксплуатации муниципальной информационной системы.

Заключено партнерское соглашение между "Корпорацией ПАРУС" и компанией "Ростелеком" о сотрудничестве в области разработки прикладных сервисов для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также автоматизации функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на базе региональной инфраструктуры электронного правительства с использованием программно-технических решений "ПАРУС".